Права удаленных сотрудников в 2021 году

Удаленная работа из вынужденной необходимости превратилась в тренд. Многие поняли, насколько удобно работать из дома, и какие безграничные возможности открывает такой формат сотрудничества. Однако, массовый переход на удаленку породил массу вопросов юридического характера, ведь удаленная работа в России не была регламентирована ни одним нормативным правовым актом. С начала нового года положение поменялось.

Удаленные сотрудники и работодатели будут чувствовать себя более уверенно, так как с 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 No 407-ФЗ, который проясняет правоотношения сторон. Документ принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2020 года, а сегодня мы можем использовать его, как основу для организации удаленной работы в любой компании.

Удаленная работа по-новому с 1 января 2021 года

Теперь дистанционная работа имеет полноправный юридический статус и формально ничем не уступает стандартному офисному формату. Глава 49.1 ТК России подробно описывает правоотношения с удаленным сотрудником, определяет основные понятия.

Удаленная работа подразумевает заключение трудового договора с условием выполнения работ без привязки к определенному адресу. При этом закон допускает переход на удаленный формат посредством подписания допсоглашения.

Дистанционно можно работать временно или постоянно – срок прописывается в трудовом договоре, как и рабочее время, допустимо чередование разных форматов работы по желанию сторон. Закон предполагает, что стороны могут не встречаться даже для подписания договора: документами можно обменяться в электронном формате, а если сотруднику нужен оригинал, то он пишет соответствующее заявление, а руководитель – в течение 3 рабочих дней направляет документ почтой.

Особенно важно указание в законе на недопустимость снижения заработной платы из-за перехода на удаленку. Кроме того, удаленный формат работы дает сотрудникам определенную свободу в выборе режима труда и отдыха. Если иное не предусмотрено в трудовом договоре, то они сами могут регулировать время занятости, главное – выполнить поставленные начальством задачи. При таком подходе исчезает риск оплаты «простоев». Если установлена четкая продолжительность времени труда, то нужно понимать, что общение с работником за его пределами влечет оплату сверхурочных. 

Компенсация работникам, которые вынуждены перейти на дистанционку

Права удаленных сотрудников закон регулирует не только путем определения времени труда и отдыха, но и гарантией компенсации затрат для организации рабочего места. Работодатель обязан обеспечить необходимым оборудованием или инструментом, в зависимости от профессии. Либо оплатить расходы на закупку компьютера, ноутбука, телефона и прочего.

Аналогично работодатель компенсирует и затраты при командировании работника на:

  • проезд;
  • найм жилья;
  • иные согласованные расходы.

Можно ли перевести на удаленку без согласия работника?

Новый Федеральный закон максимально защищает права удаленных сотрудников. Тем не менее, ст. 312.9 описывает ситуации, когда согласие на перевод не нужно:

  • если данное решение принято органами государственной власти или МСУ;
  • если произошла катастрофа;
  • если случилась авария;
  • в случае чрезвычайных ситуаций.

Во всех перечисленных ситуациях работники компании автоматически переходят на удаленку, а работодатель обеспечивает их всем необходимым оборудованием. Когда обстоятельства, препятствующие стандартному режиму работы, преодолены, они возвращаются на прежние рабочие места.

Бывает, что перейти на дистанционную работу невозможно по объективным причинам. Тогда руководитель организации оплачивает простой по трудовому законодательству.

Какой документ требуется для перевода на дистанционный режим работы?

Работодатель должен строго соблюдать права дистанционных сотрудников. При временном переводе издать соответствующий Акт. В содержание включают следующие пункты:

  • причины перевода;
  • список сотрудников, у которых меняется режим работы;
  • срок перевода;
  • условия труда, которые будут созданы для удаленных работников;
  • порядок компенсации расходов;
  • режим труда и отдыха;
  • время, в течение которого работник должен быть на связи и порядок отчета о выполненных задачах;
  • условия выплаты заработной платы.

Как уволить удаленного сотрудника?

Новый закон дает право работодателю уволить удаленного сотрудника по тем же основаниям, что и при обычном режиме работы. Однако, есть и две дополнительные причины:

  • отсутствие на связи с работодателем более двух дней подряд. Если другой срок не установлен договором, то с таким работником можно расторгнуть трудовые отношения;
  • смена работником места жительства, в результате которой он теряет возможность выполнять трудовые функции. Эта норма распространяется только на постоянных сотрудников.

Никакие другие причины для увольнения, даже если они прописаны в трудовом соглашении, не будут считаться законным основанием для расторжения трудовых отношений.

Если руководитель компании уволил дистанционного работника, то должен в течение 3 рабочих дней направить заказным письмом с почтовым уведомлением подписанный приказ о прекращении трудовых отношений. Правило актуально для случаев, когда ознакомление сотрудника с документами производится через электронный документооборот.

Подробное описание принципов и условий удаленной работы – новелла российского законодательства, которая гарантирует соблюдение прав и интересов обеих сторон. Естественно, что сразу учесть все нюансы невозможно, поэтому, скорее всего, поправки в закон будут вноситься, и неоднократно. Тем не менее, удаленная работа не официально уже не так привлекательна, ведь гораздо спокойнее знать, что права подкреплены законом!