Содержание
Автотранспортные происшествия в 2023 году по-прежнему находятся на вершине списка несчастных случаев. На 160 миллионов километров пройденного пути в ДТП гибнет 1,6 человека. Если вас эта цифра не шокирует, представьте общее количество автомобилей в мире, и как часто люди садятся за руль.
Каждый день в новостях можно услышать о дорожно-транспортном происшествии с летальным исходом, а сколько людей остаются калеками после ДТП? Статистика поистине ужасает…
214 статья Трудового Кодекса РФ обязывает всех работодателей разрабатывать локальные нормативные акты по охране труда, которым, в свою очередь, и является инструкция по охране труда. Таким образом, инструкция по охране труда для водителя автомобиля должна быть у работодателей, имеющих в штатном расписании водителя или иные профессии, в чьи должностные обязанности входит управление автотранспортным средством.
Даже если у вашей фирмы есть служебный автомобиль, который использует лишь директор и его заместитель, то данная инструкция обязательная к разработке и внедрению. Имея на балансе служебный автотранспорт, бесполезно переименовывать должность водителя, инспектор все равно выпишет штраф за отсутствие инструкции.
ВОПРОС. Нужна ли инструкция по охране труда для водителей автомобиля, если на предприятии грузчики работают на автопогрузчиках?
Для управления погрузчиком обычного водительского удостоверения недостаточно, такую технику относят к категории самоходных машин. Водителю погрузчика необходимо специальное удостоверение — так называемое удостоверение машиниста-тракториста.
Самоходы сильно отличаются по массе, габаритам, типу колесной базы и т.д. У них есть различные особенности в управлении и обслуживании. Работающим на погрузчике сотрудникам будет недостаточно инструкции по охране труда для водителя автомобиля. Поэтому для таких работников необходимо разработать отдельную “Инструкцию по охране труда для водителя погрузчика”, в которой будут учтены все особенности эксплуатируемых самоходных машин.
Если у вас на предприятии есть как водитель автомобиля, так и водитель погрузчика, то лучше всего разработать 2 инструкции, а не пытаться уместить все в одну.
Если до сих пор у вас не было инструкции по охране труда для водителя автомобиля, но вы поняли, что она должна была быть уже давно — не паникуйте.
Спокойно разработайте инструкцию и утвердите её без всяких “задних чисел”. Закон не предусматривает сроков утверждения инструкции, поэтому наказать вас за позднее утверждение инструкции никто не сможет, даже если у вас не было инструкции в течении последних 5 лет.
Однако, стоит упомянуть один важный аспект. За все эти прошедшие 5 лет с водителями не должно было происходить несчастных случаев. Правда, если бы они были, проверяющие уже обратили бы внимание специалиста по охране труда на отсутствие данной инструкции и наказали за это.
Если недавно на предприятии произошел несчастный случай с водителем, а данной инструкции нет, то остается лишь 2 варианта. Первый — принять на себя ответственность и разработать инструкцию как можно скорее. Второй- попытаться оформить инструкцию задним числом и раздобыть подпись пострадавшего. Будет сложно, если он потерял руки в аварии, но бывали случаи, когда работодателей это не останавливало.
Если выберете второй вариант, готовьтесь к судебным разбирательствам, уголовной ответственности и отстранению от должности на неопределенный срок.
Хотелось бы начинать инструкции с главного правила опытных водителей, с правила трех “Д” — Дай Дорогу Дураку. Однако эта народная мудрость не всегда может выручить, а инструкция должна соответствовать определенным стандартам. Точнее должна была. Вплоть до 2020 года все инструкции разрабатывались на основе типовой — ТОИ Р-200-01-95. Вот только она утратила силу благодаря приказу Минтранса № 308 от 14.08.2020 года.
На смену ТОИ Р-200-01-95 нам так ничего и не разработали. Поэтому большинство действующих инструкций для водителей автомобиля до сих пор берут за основу именно эту типовую инструкцию.
Кто должен разрабатывать?
Перейдем к насущному вопросу, кто же должен разрабатывать инструкцию? Руководитель подразделения или специалист по охране труда?
Если в организационной структуре предприятия есть отдел, посвященный автотранспорту (автопарк, отдел логистики и перевозок, автотранспортный отдел), то разработку инструкции по охране труда для водителей целесообразно поручить руководителю данного отдела.
Руководитель отдела, как принято сейчас говорить: “лучше разбирается в теме”. Он знает особенности эксплуатируемых транспортных средств, проблемные моменты в организационной структуре, особенности труда водителей и т.д. Специалист по охране труда должен проверить разработанную руководителем отдела инструкцию и довести её до ума.
Если такого отдела нет, а на балансе предприятия всего 1 или 2 служебных авто, то разработку инструкции лучше всего доверить именно специалисту по охране труда. Потому что в данном случае у других сотрудников компании опыта в данном вопросе будет гораздо меньше, чем у специалиста по ОТ.
Если на предприятии есть профсоюз или любое другое объединение работников, не забудьте согласовать разработанную инструкцию еще и с ним.
При разработке инструкции не нужно стараться создать идеальную копию типовой. Постарайтесь предусмотреть в инструкции все нюансы работы автотранспорта на вашем предприятии: высоту ворот, используемые расходники, обязанности персонала, правила работы в ремонтных боксах и т.д.
Не бывает одинаковых предприятий, даже инструменты у всех лежат в разных местах. Поэтому разработка инструкции — это тщательный и трудоемкий процесс требующий внимательности и концентрации, и конечно очень ответственная работа, которой следует гордиться.
Что делать после того, как инструкция разработана?
Утверждать. После того как вы собрали визы, создайте приказ об утверждении инструкции. В приказе укажите:
После ознакомления с приказом всех ответственных лиц, занесите данные разработанной инструкции (дату утверждения инструкции; номер инструкции по охране труда; дату пересмотра инструкции; ФИО ответственного за ведение журнала и подпись) в журнал учета инструкций по охране труда.
Утвержденные инструкции необходимо скопировать и раздать руководителям подразделений, указанным в приказе, у которых водители имеются в непосредственном подчинении. О выдаче инструкций так же следует сделать запись в журнале учета/выдачи инструкций по охране труда. Собрав подпись руководителя в данном журнале вы снимаете с себя ответственность за невыдачу инструкции, если вдруг руководитель заявит, что никаких инструкций он не получал.
Последнее, что осталось сделать — провести инструктажи. Согласно требованиям п. 3.3. Приказа Роструда № 253 от 11.11.2022 года, в данной ситуации необходимо провести внеплановый инструктаж. О проведенном инструктаже работник должен расписаться в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
Теперь после проведения инструктажа и получения подписи работника, инструкцию можно считать внедренной в систему управления охраной труда.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ — СКАЧАТЬ.
Требования к структуре такие же, как и для любой другой инструкции по охране труда. Большинство инструкций содержат 6 основных раздела
Содержит общую информацию: определение термина автомобиль; требования к водителю автомобиля; список НПА, которые должен знать водитель и т.д. В этом разделе можно указать важную, но не относящуюся к профессии информацию:
— структуру подчиненности в организации, чтобы водитель знал своих руководителей;
— перечень используемых автотранспортных средств;
— номера телефонов ответственных лиц или сотрудничающих с предприятием профильных организаций (эвакуатор, автомастерские и др.)
Информация об общих требованиях безопасности на предприятии: как правильно использовать СИЗ, обязанность соблюдать режим работы и отдыха, требование своевременно проходить обучение по охране труда и т.д.
В данном разделе будет целесообразно указать воздействующие на водителей вредные и опасные производственные факторы, которые были выявлены по результатам специальной оценки условий труда. Можно указать полагающиеся за работу во вредных условиях льготы и надбавки, а также порядок получения средств индивидуальной защиты.
Здесь описываются конкретные действия, которые необходимо совершить водителю перед началом работы: проверить уровень топлива и показания датчиков, осмотреть автомобиль на наличие механических повреждений, получить путевой лист у руководителя и т.д.
Не забудьте подробно расписать обязанность о прохождении медосмотра. В каком медицинском учреждении водитель обязан проходить его и какими должны быть результаты проверки.
Здесь указывается, что должен совершать работника для безопасного выполнения трудовой функции: соблюдать установленный скоростной режим; убедиться в том, что все пассажиры пристегнуты ремнями безопасности; не курить и не разговаривать по телефону во время управления автотранспортным средством и т.д.
Если в обязанности водителя входит заправка автотранспорта топливом, укажите марку использующегося бензина. Если заправка происходит на территории предприятия, следует разграничить разрешенные для этого места. Если водитель будет заправлять автотранспорт рядом с источником открытого огня, это может спровоцировать несчастный случай.
Хорошим решением будет сформировать перечень запрещенных действий во время работы на автотранспорте.
Действия, предпринимаемые в конце смены для обеспечения безопасности предприятия: заглушить двигатель; сдать ключи от автотранспорта руководителю; доложить о выявленных неисправностях транспортного средства и т.д.
Очень важно проверить топливные баки на наличие утечек, помимо экономических убытков, утечка топлива сильно повышает риск возникновения пожара.
Если работы водителя подразумевает определенный уровень загрязнений, следует закрепить в обязанности проведение определенных гигиенических процедур после окончания работы.
Конкретный и четкий порядок действий во время аварийной ситуации. Данному разделу следует уделить особое внимание, а водителям выучить его наизусть.
Здесь прописывается: порядок действий при перевозке опасных грузов; порядок информирования работодателя и экстренных служб об аварийной ситуации; регламент оказания первой медицинской помощи пассажирам или иным пострадавшим.
ВАЖНО!
Иногда водители не могут определить степень аварийности ситуации. Поэтому в цепочке извещений рекомендуется поставить непосредственного руководителя на первое место. То есть, в случае ЧП водитель в первую очередь должен позвонить руководителю, а уже потом в экстренные службы.
После звонка водитель может начать предпринимать необходимые действия — тушить пожар, оказывать помощь пострадавшим, отогнать автомобиль от места происшествия, а руководитель в это время свяжется с экстренными службами. Если водитель будет находиться в растерянности, то руководитель сможет подсказать порядок действий.
Приведем один пример.
Зима. Водитель, во время доставки груза, сбил лося. Согласно инструкции он вызвал экстренные службы и сообщил руководителю отдела. Пока водитель ждал представителей ГИБДД, он периодически заводил автомобиль, чтобы погреться. В итоге сжег много топлива и не смог доехать до автозаправочной станции. В итоге задержал поставку, что принесло убытки компании и обязанность выплатить неустойку. Сбитый лось обошелся компании в кругленькую сумму, хотя водитель мог продолжить движение после ДТП.
По сути, водитель все сделал правильно, но это привело к убыткам для компании. Поэтому лучше согласовывать действия с непосредственным руководителем, особенно после такой стрессовой ситуации как ДТП.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Для компенсации ущерба введена плата за негативное воздействие. Это не налоговы...
Читать подробнееТехнический регламент ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" технический регламент устанавливае...
Читать подробнее Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтар»
Юридический адрес:
194044, Санкт-Петербург г, Большой Сампсониевский пр-кт, дом 64, литера Е, помещение 2-Н, офис 210
Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр-кт. , 64Е. БЦ “Компрессор”. (вход через Выборгскую набережную 49)
Время работы: Пн - Пт 09:00 - 17:30 (колл-центр работает до 19:00)